Написание программ на чистом API 2



В этом выпуске мы попробуем написать с Вами программу, которая не будет пользоваться VCL, а будет использовать вызовы функций Windows API. Приложения такого типа нужны, когда размер исполняемого файла является критичным. Например, в инсталяторах, деинсталяторах, самораспаковывающихся архивах и т.п. В крайнем случае, для того чтобы посмотреть какую работу выполняет за нас VCL, и что из себя представляет Windows-программа. На самом деле все очень просто...

Для этого нам необходимо:


// 1. Зарегистрировать класс окна для окна главной формы.
function InitApplication: Boolean;
var
wcx: TWndClass;
begin
//Заполняем структуру TWndClass
// перерисовываем, если размер изменяется
wcx.style := CS_HREDRAW or CS_VREDRAW;
// адрес оконной процедуры
wcx.lpfnWndProc := @MainWndProc;
wcx.cbClsExtra := 0;
wcx.cbWndExtra := 0;
// handle to instance
wcx.hInstance := hInstance;
// загружаем стандандартную иконку
wcx.hIcon := LoadIcon(0, IDI_APPLICATION);
// загружаем стандартный курсор
wcx.hCursor := LoadCursor(0, IDC_ARROW);
// делаем светло-cерый фон
wcx.hbrBackground := COLOR_WINDOW;
// пока нет главного меню
wcx.lpszMenuName :=  nil;
// имя класса окна
wcx.lpszClassName := PChar(WinName);
// Регистрируем наш класс окна.
Result := RegisterClass(wcx) <> 0;
end;
// 2. Написать подпрограмму обработки оконных сообщений.
function MainWndProc(Window: HWnd; AMessage, WParam,
LParam: Longint): Longint; stdcall; export;
begin
//подпрограмма обработки сообщений
case AMessage of
WM_DESTROY: begin
PostQuitMessage(0);
Exit;
end;
else
Result := DefWindowProc(Window, AMessage, WParam, LParam);
end;
end;
// 3. Создать главное окно приложения.
function InitInstance: HWND;
begin
// Создаем главное окно.
Result := CreateWindow(
// имя класса окна
PChar(WinName),
// заголовок
'Small program',
// стандартный стиль окна
WS_OVERLAPPEDWINDOW,
// стандартные горизонтальное, вертикальное положение, ширина и высота
Integer(CW_USEDEFAULT),
Integer(CW_USEDEFAULT),
Integer(CW_USEDEFAULT),
Integer(CW_USEDEFAULT),
0,//нет родительского окна
0,//нет меню
hInstance, // handle to application instance
nil);      // no window-creation data
end;
// 4. Написать тело программы.
var
hwndMain: HWND;
AMessage: msg;
begin
if (not InitApplication) then
begin
MessageBox(0, 'Ошибка регистрации окна', nil, mb_Ok);
Exit;
end;
hwndMain := InitInstance;
if (hwndMain = 0) then
begin
MessageBox(0, 'Ошибка создания окна', nil, mb_Ok);
Exit;
end
else
begin
// Показываем окно и посылаем сообщение WM_PAINT оконной процедуре
ShowWindow(hwndMain, CmdShow);
UpdateWindow(hwndMain);
end;
while (GetMessage(AMessage, 0, 0, 0)) do
begin
//Запускаем цикл обработки сообщений
TranslateMessage(AMessage);
DispatchMessage(AMessage);
end;
Halt(AMessage.wParam);
end.
// 5. Запустить программу на исполнение. ;)

Наша программа пока только может немногое - отображать форму, и закрываться после нажатия на кнопку закрытия формы... Но посмотрите на размер исполняемого файла - он больше чем на порядок меньше созданного с использованием VCL. Кроме того теперь у нас есть скелет приложения, возможности которого мы будем расширять в следующих выпусках.

Здесь находится полный текст программы.


program SmallPrg;
uses Windows,  Messages;
const
WinName = 'MainWClass';
function MainWndProc(Window: HWnd; AMessage, WParam,
LParam: Longint): Longint; stdcall; export;
begin
//подпрограмма обработки сообщений
case AMessage of
WM_DESTROY: begin
PostQuitMessage(0);
Exit;
end;
else
Result := DefWindowProc(Window, AMessage, WParam, LParam);
end;
end;
function InitApplication: Boolean;
var
wcx: TWndClass;
begin
//Заполняем структуру TWndClass
// перерисовываем, если размер изменяется
wcx.style := CS_HREDRAW or CS_VREDRAW;
// адрес оконной процедуры
wcx.lpfnWndProc := @MainWndProc;
wcx.cbClsExtra := 0;
wcx.cbWndExtra := 0;
// handle to instance
wcx.hInstance := hInstance;
// загружаем стандандартную иконку
wcx.hIcon := LoadIcon(0, IDI_APPLICATION);
// загружаем стандартный курсор
wcx.hCursor := LoadCursor(0, IDC_ARROW);
// делаем светло-cерый фон
wcx.hbrBackground := COLOR_WINDOW;
// пока нет главного меню
wcx.lpszMenuName :=  nil;
// имя класса окна
wcx.lpszClassName := PChar(WinName);
// Регистрируем наш класс окна.
Result := RegisterClass(wcx) <> 0;
end;
function InitInstance: HWND;
begin
// Создаем главное окно.
Result := CreateWindow(
// имя класса окна
PChar(WinName),
// заголовок
'Small program',
// стандартный стиль окна
WS_OVERLAPPEDWINDOW,
// стандартные горизонтальное, вертикальное положение, ширина и высота
Integer(CW_USEDEFAULT),
Integer(CW_USEDEFAULT),
Integer(CW_USEDEFAULT),
Integer(CW_USEDEFAULT),
0,//нет родительского окна
0,//нет меню
hInstance, // handle to application instance
nil);      // no window-creation data
end;
var
hwndMain: HWND;
AMessage: msg;
begin
if (not InitApplication) then
begin
MessageBox(0, 'Ошибка регистрации окна', nil, mb_Ok);
Exit;
end;
hwndMain := InitInstance;
if (hwndMain = 0) then
begin
MessageBox(0, 'Ошибка создания окна', nil, mb_Ok);
Exit;
end
else
begin
// Показываем окно и посылаем сообщение WM_PAINT оконной процедуре
ShowWindow(hwndMain, CmdShow);
UpdateWindow(hwndMain);
end;
while (GetMessage(AMessage, 0, 0, 0)) do
begin
//Запускаем цикл обработки сообщений
TranslateMessage(AMessage);
DispatchMessage(AMessage);
end;
Halt(AMessage.wParam);
end.


Далее: Основы работы с Win32API »»