Bitmap.Scanline для PixelFormat



Кто-то из Италии попросил меня пример использования pf1bit в изображениях (Bitmaps), я послал часто ответа из имеющихся заготовок, подумал, и добавил здесь другие детали для pf8bit и pf24bit.

Общее

Новое в Delphi 3 свойство scanline допускает быстрый доступ к отдельным пикселям, но необходимо указать с каким Bitmap.PixelFormat вы работаете, прежде чем сможете иметь доступ к пикселям.

Возможные PixelFormats включают:

  1. pfDevice
  2. pf1bit
  3. pf4bit
  4. pf8bit
  5. pf15bit
  6. pf16bit
  7. pf24bit
  8. pf32bit
pf24bit-изображения

Для pf24bit-изображений необходимо определить:


CONST
PixelCountMax = 32768;
TYPE
pRGBArray = ^TRGBArray;
TRGBArray = ARRAY[0..PixelCountMax-1] OF TRGBTriple;

Примечание: TRGBTriple определен в модуле Windows.PAS.

Для того, чтобы к существующему 24-битному изображению иметь доступ как к изображению, созданному с разрешением 3 байта на пиксел, сделайте следующее:


...
VAR
i           :  INTEGER;
j           :  INTEGER;
RowOriginal :  pRGBArray;
RowProcessed:  pRGBArray;
BEGIN
IF   OriginalBitmap.PixelFormat <> pf24bit
THEN RAISE EImageProcessingError.Create('GetImageSpace:  ' +
'Изображение должно быть 24-х битным.');
{Шаг через каждую строчку изображения.}
FOR j := OriginalBitmap.Height-1 DOWNTO 0 DO
BEGIN
RowOriginal  := pRGBArray(OriginalBitmap.Scanline[j]);
RowProcessed := pRGBArray(ProcessedBitmap.Scanline[j]);
FOR i := OriginalBitmap.Width-1 DOWNTO 0 DO
BEGIN
//           Доступ к RGB-цветам отдельных пикселей должен осуществляться следующим образом:
//           RowProcessed[i].rgbtRed     := RowOriginal[i].rgbtRed;
//           RowProcessed[i].rgbtGreen   := RowOriginal[i].rgbtGreen;
//           RowProcessed[i].rgbtBlue    := RowOriginal[i].rgbtBlue;
END
END
...

pf8bit-изображения

Доступ к такому формату изображения легко получить, используя TByteArray (определен в SysUtils.PAS):


PByteArray = ^TByteArray;
TByteArray = array[0..32767] of Byte;

(Я думаю (но сам этого не пробовал), что вы сможете получить доступ к pf16bit-изображениям, используя следующие определения в SysUtils.PAS:


PWordArray = ^TWordArray;
TWordArray = array[0..16383] of Word;

Для того, чтобы обработать 8-битное (pf8bit) изображение, используйте конструктор подобный этому, который создает гистограмму изображения:


TYPE
THistogram  = ARRAY[0..255] OF INTEGER;
...
VAR
Histogram:  THistogram;
i      :  INTEGER;
j      :  INTEGER;
Row    :  pByteArray;
...
FOR i := Low(THistogram) TO High(THistogram) DO
Histogram[i] := 0;
IF  Bitmap.PixelFormat = pf8bit
THEN BEGIN
FOR j := Bitmap.Height-1 DOWNTO 0 DO
BEGIN
Row  := pByteArray(Bitmap.Scanline[j]);
FOR i := Bitmap.Width-1 DOWNTO 0 DO
BEGIN
INC (Histogram[Row[i]])
END
END
END
...

pf1bit-изображения

Доступ к pf8bit-изображениям осуществляется достаточно легко, с тех пор, как они стали использовать один байт на пиксель. Но вы можете сохранить много памяти, если вам необходим единственный бит на пиксель (как, например, с различными масками) в случае pf1bit-изображения.

Как и в случае с pf8bit-изображениями, используйте TByteArray для доступа к pf1bit-ным линиям чередования (Scanlines). Но для доступа к отдельным пикселям вам понадобиться работать с битами отдельного байта. Так, ширина линии чередования равна Bitmap.Width DIV 8 байт.

Нижеприведенный код показывает как можно создать шаблон 1-битного изображения: черный, белый, полоски, "g", "стрелка" и случайный -- опция "инвертировано" также доступна. (Надеюсь, технологию вы освоете без труда.)

Создайте форму с Image1: для TImage я использую одно изображение Image1 размером 256x256 и свойством Stretch := TRUE, чтобы отдельные пиксели было легко разглядеть. Кнопки Black, White и Stripes имеют свойство tags, c соответствующими значениями 0, 255, и 85 ($55 = 01010101 в двоичной системе исчисления), вызывающие при нажатии обработчик события ButtonStripesClick.

Кнопки "g" и "arrow" имеют собственные обработчики событий, позволяющие корректно распечатать тестовые изображения на принтере HP Laserjet.

"Random" случайным образом устанавливает биты в 1-битном изображении.

"Invert" меняет нули на единички и наоборот.


// Пример того, как использовать Bitmap.Scanline для PixelFormat=pf1Bit.
// По просьбе Mino Ballone из Италии.
//
// Авторское право (C) 1997, Earl F. Glynn, Overland Park, KS.
// Все права защищены.
// Может свободно использоваться для некоммерческих целей.
unit ScreenSingleBit;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,
StdCtrls, ExtCtrls;
type
TForm1 = class(TForm)
Image1: TImage;
ButtonBlack: TButton;
ButtonWhite: TButton;
ButtonStripes: TButton;
ButtonG: TButton;
ButtonArrow: TButton;
ButtonRandom: TButton;
ButtonInvert: TButton;
procedure ButtonStripesClick(Sender: TObject);
procedure ButtonGClick(Sender: TObject);
procedure FormCreate(Sender: TObject);
procedure FormDestroy(Sender: TObject);
procedure ButtonRandomClick(Sender: TObject);
procedure ButtonInvertClick(Sender: TObject);
procedure ButtonArrowClick(Sender: TObject);
private
Bitmap: TBitmap;
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{$R *.DFM}
const
BitsPerPixel = 8;
procedure TForm1.ButtonStripesClick(Sender: TObject);
var
i: INTEGER;
j: INTEGER;
Row: pByteArray;
Value: BYTE;
begin
Value := (Sender as TButton).Tag;
// Value = $00 = 00000000 в двоичном исчислении для черного
// Value = $FF = 11111111 в двоичном исчислении для белого
// Value = $55 = 01010101 в двоичном исчислении для черных и белых полос
for j := 0 to Bitmap.Height - 1 do
begin
Row := pByteArray(Bitmap.Scanline[j]);
for i := 0 to (Bitmap.Width div BitsPerPixel) - 1 do
begin
Row[i] := Value
end
end;
Image1.Picture.Graphic := Bitmap
end;
procedure TForm1.ButtonGClick(Sender: TObject);
const
{Изображение "g" было адаптировано для печати на принтере
LaserJet IIP в соответствии с техническим руководством}
G: array[0..31, 0..3] of BYTE =
{ 0}(($00, $FC, $0F, $C0), {00000000 11111100 00001111 11000000}
{ 1}($07, $FF, $1F, $E0), {00000111 11111111 00011111 11100000}
{ 2}($0F, $FF, $9F, $C0), {00001111 11111111 10011111 11000000}
{ 3}($3F, $D7, $DE, $00), {00111111 11010111 11011110 00000000}
{ 4}($3E, $01, $FE, $00), {00111110 00000001 11111110 00000000}
{ 5}($7C, $00, $7E, $00), {01111100 00000000 01111110 00000000}
{ 6}($78, $00, $7E, $00), {01111000 00000000 01111110 00000000}
{ 7}($F0, $00, $3E, $00), {11110000 00000000 00111110 00000000}
{ 8}($F0, $00, $3E, $00), {11110000 00000000 00111110 00000000}
{ 9}($F0, $00, $1E, $00), {11110000 00000000 00011110 00000000}
{10}($F0, $00, $1E, $00), {11110000 00000000 00011110 00000000}
{11}($F0, $00, $1E, $00), {11110000 00000000 00011110 00000000}
{12}($F0, $00, $1E, $00), {11110000 00000000 00011110 00000000}
{13}($F0, $00, $3E, $00), {11110000 00000000 00111110 00000000}
{14}($78, $00, $3E, $00), {01111000 00000000 00111110 00000000}
{15}($78, $00, $3E, $00), {01111000 00000000 00111110 00000000}
{16}($78, $00, $7E, $00), {01111000 00000000 01111110 00000000}
{17}($3C, $00, $FE, $00), {00111100 00000000 11111110 00000000}
{18}($1F, $D7, $DE, $00), {00011111 11010111 11011110 00000000}
{19}($0F, $FF, $5E, $00), {00001111 11111111 10011110 00000000}
{20}($07, $FF, $1E, $00), {00000111 11111111 00011110 00000000}
{21}($00, $A8, $1E, $00), {00000000 10101000 00011110 00000000}
{22}($00, $00, $1E, $00), {00000000 00000000 00011110 00000000}
{23}($00, $00, $1E, $00), {00000000 00000000 00011110 00000000}
{24}($00, $00, $1E, $00), {00000000 00000000 00011110 00000000}
{25}($00, $00, $3E, $00), {00000000 00000000 00111110 00000000}
{26}($00, $00, $3C, $00), {00000000 00000000 00111100 00000000}
{27}($00, $00, $7C, $00), {00000000 00000000 01111100 00000000}
{28}($00, $01, $F8, $00), {00000000 00000001 11111000 00000000}
{29}($01, $FF, $F0, $00), {00000001 11111111 11110000 00000000}
{30}($03, $FF, $E0, $00), {00000011 11111111 11100000 00000000}
{31}($01, $FF, $80, $00)); {00000001 11111111 10000000 00000000}
var
i: INTEGER;
j: INTEGER;
Row: pByteArray;
begin
for j := 0 to Bitmap.Height - 1 do
begin
Row := pByteArray(Bitmap.Scanline[j]);
for i := 0 to (Bitmap.Width div BitsPerPixel) - 1 do
begin
Row[i] := G[j, i]
end
end;
Image1.Picture.Graphic := Bitmap
end;
procedure TForm1.ButtonArrowClick(Sender: TObject);
const
{Изображение "стрелка" было адаптировано для печати на принтере
LaserJet IIP в соответствии с техническим руководством}
Arrow: array[0..31, 0..3] of BYTE =
{ 0}(($00, $00, $80, $00), {00000000 00000000 10000000 00000000}
{ 1}($00, $00, $C0, $00), {00000000 00000000 11000000 00000000}
{ 2}($00, $00, $E0, $00), {00000000 00000000 11100000 00000000}
{ 3}($00, $00, $F0, $00), {00000000 00000000 11110000 00000000}
{ 4}($00, $00, $F8, $00), {00000000 00000000 11111000 00000000}
{ 5}($00, $00, $FC, $00), {00000000 00000000 11111100 00000000}
{ 6}($00, $00, $FE, $00), {00000000 00000000 11111110 00000000}
{ 7}($00, $00, $FF, $00), {00000000 00000000 11111111 00000000}
{ 8}($00, $00, $FF, $80), {00000000 00000000 11111111 10000000}
{ 9}($FF, $FF, $FF, $C0), {11111111 11111111 11111111 11000000}
{10}($FF, $FF, $FF, $E0), {11111111 11111111 11111111 11100000}
{11}($FF, $FF, $FF, $F0), {11111111 11111111 11111111 11110000}
{12}($FF, $FF, $FF, $F8), {11111111 11111111 11111111 11111000}
{13}($FF, $FF, $FF, $FC), {11111111 11111111 11111111 11111100}
{14}($FF, $FF, $FF, $FE), {11111111 11111111 11111111 11111110}
{15}($FF, $FF, $FF, $FF), {11111111 11111111 11111111 11111111}
{16}($FF, $FF, $FF, $FF), {11111111 11111111 11111111 11111111}
{17}($FF, $FF, $FF, $FE), {11111111 11111111 11111111 11111110}
{18}($FF, $FF, $FF, $FC), {11111111 11111111 11111111 11111100}
{19}($FF, $FF, $FF, $F8), {11111111 11111111 11111111 11111000}
{20}($FF, $FF, $FF, $F0), {11111111 11111111 11111111 11110000}
{21}($FF, $FF, $FF, $E0), {11111111 11111111 11111111 11100000}
{22}($FF, $FF, $FF, $C0), {11111111 11111111 11111111 11000000}
{23}($00, $00, $FF, $80), {00000000 00000000 11111111 10000000}
{24}($00, $00, $FF, $00), {00000000 00000000 11111111 00000000}
{25}($00, $00, $FE, $00), {00000000 00000000 11111110 00000000}
{26}($00, $00, $FC, $00), {00000000 00000000 11111100 00000000}
{27}($00, $00, $F8, $00), {00000000 00000000 11111000 00000000}
{28}($00, $00, $F0, $00), {00000000 00000000 11110000 00000000}
{29}($00, $00, $E0, $00), {00000000 00000000 11100000 00000000}
{30}($00, $00, $C0, $00), {00000000 00000000 11000000 00000000}
{31}($00, $00, $80, $00)); {00000000 00000000 10000000 00000000}
var
i: INTEGER;
j: INTEGER;
Row: pByteArray;
begin
for j := 0 to Bitmap.Height - 1 do
begin
Row := pByteArray(Bitmap.Scanline[j]);
for i := 0 to (Bitmap.Width div BitsPerPixel) - 1 do
begin
Row[i] := arrow[j, i]
end
end;
Image1.Picture.Graphic := Bitmap
end;
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
Bitmap := TBitmap.Create;
with Bitmap do
begin
Width := 32;
Height := 32;
PixelFormat := pf1bit
end;
Image1.Picture.Graphic := Bitmap
end;
procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject);
begin
Bitmap.Free
end;
procedure TForm1.ButtonRandomClick(Sender: TObject);
var
i: INTEGER;
j: INTEGER;
Row: pByteArray;
begin
for j := 0 to Bitmap.Height - 1 do
begin
Row := pByteArray(Bitmap.Scanline[j]);
for i := 0 to (Bitmap.Width div BitsPerPixel) - 1 do
begin
Row[i] := Random(256)
end
end;
Image1.Picture.Graphic := Bitmap
end;
procedure TForm1.ButtonInvertClick(Sender: TObject);
var
i: INTEGER;
j: INTEGER;
Row: pByteArray;
begin
for j := 0 to Bitmap.Height - 1 do
begin
Row := pByteArray(Bitmap.Scanline[j]);
for i := 0 to (Bitmap.Width div BitsPerPixel) - 1 do
begin
Row[i] := not Row[i]
end
end;
Image1.Picture.Graphic := Bitmap
end;
end.


Далее: Вращать Bitmap вокруг точки »»